Прототип VS Дизайн

site_prototype

Не так давно весь процесс создания сайта был прозаичен и прост. Заказчика осеняло замечательной идеей и он сломя голову обращался к дизайнеру, мол нарисуй мне вот такую мечту. Дизайнер впечатлившись масштабом идеи рисовал красивые картинки и заказчик резво принимал работу. После, программист «превращал картинки в код» и так рождался сайт.

Однако шло время и золотые горы все не рисовались в карманах заказчика. На продвижение сайта тратились огромные деньги, а продаж все не было и не было. В этот момент нашего бизнесмена обычно осеняла мысль, что с сайтом, наверное, что-то не так.

В это время по другую сторону проблемы появлялись люди, гордо трепещущие с трибун профильных конференций о важности включения в процесс разработки потребностей пользователей. Так рождалась новая профессия – проектировщик взаимодействия (названий на самом деле много, мне по душе именно это).

Эти бравые первопроходцы день за днем несли в мир одну простую истину – если мы делаем сайт для людей, то почему бы не спросить этих самых людей что им действительно нужно?

Спустя время легкий шорох превратился в настоящий шум, первопроходцы основали небезызвестные компании и теперь каждый уважающий себя бизнесмен считает должным получить прототип своей идеи.

Что же такое, черт побери, прототип?

Безусловно многие из вас знают что такое прототип, представляют как он выглядит и даже считают, что умеют его делать. Бог с вами, может так оно и есть.

Для тех же кто пока ни о чем не подозревает отвечу словами из википедии:

Прототип — работающая модель, опытный образец устройства или детали в дизайне, конструировании, моделировании.

В контексте проектирования интерфейса – это полнофункциональная html-модель сайта, работающая через браузер и наглядно иллюстрирующая весь принцип взаимодействия для разных сценариев использования.

Стоп! Сценариев использования?

И тут мы подходим к самой интересной части нашего рассказа. Оказывается, прототип не просто иллюстрирует внешний вид страничек, он еще и сценариям каким-то отвечает.

Так повелось, что день за днем мы обращаемся к различным сайтам в поисках решения той или иной задачи. Надо ли нам найти определение слова, купить пылесос или билеты в кино – каждый раз мы выполняем некий паттерн поведения и возлагаем ожидания. И если паттерн навигации и содержимое сайта соответствует нашим привычкам – это приводит нас к достижению желанного, а владельцев бизнеса к конверсии.

Одной из важных задач проектировщика взаимодействия как раз выявить подобные паттерны и ожидания среди предполагаемой или существующей аудитории проекта.

Их может быть много, тогда они группируются по сходным признакам и так рождается персонаж, представляющий из себя архетип определенной группы. Тема персонажей достойна отдельной публикации, по этому скажу лишь что для одного проекта может быть как один персонаж, так и несколько.

Задачей проектировщика взаимодействия является сделать такой прототип, который бы отвечал потребностям всех персонажей и особенно ключевого.

А как же бизнес, детка?

Естественно потребностями одних персонажей работа проектировщика не ограничивается, есть и потребности бизнеса, которые нужно еще правильно понять. Так повелось, что мудрый и сильный оффлайн совершенно бессилен в мире веб.

Мне часто доводилось видеть успешных «пузатых дядь» в шелковых костюмах несущих бред на тему нового сайта. По этой причине также стоит относится с осторожностью и к готовым ТЗ.

Уважающий себя проектировщик всегда обязательно проведет несколько интервью с представителями бизнеса, пытаясь докопаться до сути, после чего назначит еще несколько интервью с «рабочими руками», теми самыми людьми, которые ежедневно удовлетворяют наши с вами потребности – продавцами, консультантами, менеджерами итд.

Имея на руках полную картину того, что нужно бизнесу и того что нужно пользователям, наш труженик народа сможет наконец-то сесть и наколдовать тот самый прототип, о котором так много холиваров.

Конечно, часть процесса проектирования я опустил, не суть важна.

Что же будет дальше?

Теперь, когда прототип готов и отвечает всем возложенным на него задачам, самое время написать подробную спецификацию и передать это дело в руки гордого дизайна и программистам.

И тут хороший проектировщик покажет себя молодцом и проверит работу первых и вторых, а при необходимости настоит на правильном решении.

Вся проблема как раз в том, что хороших проектировщиков еще сыскать нужно. Все больше и больше людей прочитав одну две книги начинают мнить себя великими мастерами дела и браться за работу. От этого и выходят все плачи и стоны. Получая на руки результат работы такого «проектировщика» невольно задумываешься зачем его вообще свет родил и плюёшься в стороны на все эти ваши прототипы.

Должен ли дизайнер делать прототипы?

Нет, ибо прототип – конечное визуальное представление – верхушка огромного айсберга под названием проектирование взаимодействия.

Должен ли дизайнер следовать прототипам?

Да, ибо прототип – результат большой и кропотливой работы, часто целой команды людей, профессионально занимающихся своим делом изо дня в день.

15 причин использовать прототип

  1. Прототип — средство быстрого согласования. Нет способа быстрее согласовать все детали проекта, чем сделать его эскизное визуальное представление.
  2. Прототип экономит время: изменения, которые в инструменте прототипирования занимают секунды, в фотошопе, готовой верстке или на готовом сайте могут занимать часы, дни и недели.
  3. При отсутствии прототипа — все подводные камни всплывают на производственных этапах или даже после старта проекта. Лучше найти проблему в проекте на этапе прототипа.
  4. Прототип — это не дополнительный этап. Если прототипа нет, то вся работа по проектированию переходит на этап дизайна, а выполнять проектирование в Photoshop очень долго и дорого, а зачастую просто бесперспективно. Прототип не увеличивает объем работы, а уменьшает его.
  5. Прототип упрощает этап дизайна — когда есть схемы всех страниц, состав и расположение всех элементов, отрисовать макеты проще и дешевле. Это делает этап дизайна намного более предсказуемым.
  6. Прототип самодостаточен. Это готовый проект, с которым можно при необходимости обратиться в любую компанию для продолжения работы.
  7. Прототип выводит работу с контентом на совершенно иной уровень. Каждая страница, даже текстовая, создается как интерфейс: структурируется информация, расставляются акценты, планируются иллюстрации и интерактивные элементы.
  8. Если проект начинается с прототипа, заказчик сможет увидеть сайт и даже начать тестировать его на самых ранних этапах, до того, как начались дорогие производственные работы.
  9. Прототип помогает заказчику формулировать свои требования — когда на его глазах быстро и понятно проект обретает форму, сразу становится очевидным, что требует корректировок и поправок. Исполнитель в свою очередь охотно вносит правки, ведь это просто.
  10. В хорошем прототипе работают все ссылки, демонстрируется работа интерактивных элементов, частично имитируется работа серверной части, а значит, мы можем на нем отработать все сложные этапы взаимодействия с посетителем.
  11. Детально-проработанный прототип вполне можно отдать на тестирование фокус-группам.
  12. Прототип можно и нужно использовать как часть презентаций для заказчиков и инвесторов. Нет лучше способа показать, что вы планируете сделать, чем продемонстрировать прототип создаваемого проекта.
  13. Если в разработке проекта используется прототип, то работа делится на две части: проектирование и реализация. Это значит, что сначала заказчик оплачивает только проектирование. Риски сведены к минимуму.
  14. Многие задачи кажутся проще до того, как над ними началась работа. Прототип — это прекрасный способ вовремя понять, что проект слишком дорог или не реализуем.
  15. Прототип намного более понятно и емко описывает сайт, чем текстовое ТЗ — он лучше чем ТЗ на 80 страниц, в котором никто ничего не понимает и не хочет читать.

7 причин отказаться от прототипа

  1. Прототип все же не заменяет ТЗ — он описывает интерфейсы сайта. Серверную часть программирования и базы данных все-равно необходимо описывать.
  2. Для восприятия даже глубоко проработанного прототипа необходимо абстрактное мышление. Заказчики «визуалы» иногда не воспринимают прототип и могут работать только с дизайном.
  3. Прототип практически не актуален для простых проектов, которые состоят из одного-двух шаблонов, например, главной и контентных страниц, которые заполняются однотипным содержанием.
  4. Если проект делается на уже существующей технологической платформе, и ее функции заведомо ограничены, например, движок блога или магазины — прототип не нужен, ведь функционал уже определен.
  5. Прототип не поможет в работе над проектом, требующим креативного визуального решения. Сложная графика и идеи лучше демонстрировать в форме презентации и эскизов, но не прототипа.
  6. Если делается редизайн веб-проекта с сохранением функционала, роль прототипа выполняет он сам. Делать прототип заново обычно нет необходимости.
  7. Детальный прототип всего проекта, от первой страницы до самого незначительного диалогового окна, может стать бесполезной работой, если проект планируется вести по гибким методикам разработки.

Вам будет интересно:

One comment

  1. как скруглить углы в илюстраторе
    работа для начинающего графического дизайнера

    Что такое веб-дизайн? Для интернет-сайтов веб-дизайн играет столь же не последнюю роль, как верстка и полиграфический дизайн для любого печатного издания. Красиво, качественно и верно оформленный портал – это практически сто процентов его удачи. Между тем веб-дизайн – это не только графическое оформление интернет-страницы. Это еще и создание навигации и структуры сайта, то есть работа над разумным устройством сайта, что является гораздо более важным, нежели его эстетическое оформление.
    Мой блог о дизайне и интернфейсах. На его страницах все интересующиеся могут прочесть о тонкостях работы веб-мастера. Новую и важную информацию здесь почерпнет как новичок, так и умудренный опытом веб-дизайнер. Я постарался собрать в своем блоге статьи об интерфейсе ресурсов, веб-дизайне, юзабилити, графическом дизайне и т.д. Все, что выложено и опубликовано здесь – результат моей собственной работы, реальные истории из опыта известного в определенных кругах веб-дизайнера. Кроме того, я не только готов поделиться нюансами этой интересной профессии, но также готов воплотить в жизнь самые невероятные проекты – для меня нет невозможного. Чем сложнее проект, тем интереснее с ним работать!

    не выделять ссылки пунктиром
    как самому визитку

Добавить комментарий